В научном журнале «Археология, этнография и антропология Евразии» вышла статья, подводящая промежуточный итог изучения памятников ирригации Алтая. В авторский коллектив вошли специалисты из Горно-Алтайского госуниверситета, Алтайского заповедника и Института археологии и этнографии СО РАН.
Оросительные каналы - суаки или суваки по-алтайски, - широко распространены по территории Алтая. Когда-то они были привычной частью алтайского ландшафта, а сейчас полив, преимущественно сенокосов, при помощи каналов продолжает применяться лишь в некоторых районах. Однако путешественники и исследователи, начиная с первой половины XIX века, сообщали о том, что местные жители используют каналы для полива посевов ячменя. И уже тогда ученые предполагали, что первые оросительные системы были построены в более древние времена.
Большинство известных оросительных систем Алтая относится к ирригации самотечного саево-ручьевого вида. Водозабор в каналы осуществлялся обычно из небольших рек при помощи разного рода дамб, с использованием естественного уклона местности. Вода самотеком поступала по выкопанным в грунте каналам на орошаемые участки. Иногда протяженность таких каналов превышала 10-15 км. При прохождении участков понижения рельефа часто устраивались каменные или деревянные опоры-водоводы с желобами (акведуки), а иногда подрубались скальные выступы. Использовались и накопительные резервуары в виде небольших прудов. Непосредственно к посевам вода поступала по отводным каналам. От последних, в свою очередь, вода распространялась по участку при помощи небольших канавок-борозд. В долине реки Чулышман, в районе устья Чульчи, в двух местах удалось зафиксировать поля в виде прямоугольных «ячеек», разделенных оплывшими валами.
Самотечные каналы, по сути представлявшие собой искусственные ручьи, проходили по наиболее выгодной траектории и потому неоднократно перестраивались. Капитальная перестройка оросительных систем пришлась на вторую половину XX века, когда советские мелиораторы залили каналы бетоном или проложили по ним железные желоба. Из-за неоднократной перестройки и чистки каналов трудно установить время первоначального строительства. Однако раскопки, проведенные археологами полтора десятка лет назад, позволили получить радиоуглеродные даты последнего ремонта трех оросительных систем. Выяснилось, что два канала относятся к позднему средневековью (XV-XVI вв.), а один из исследованных сооружений к раннему средневековью (VI-IX вв.).
Каналы главным образом использовались для полива возделываемых участков, небольшие каналы применялись для полива сенокосов и пастбищ преимущественно в пойменных участках долин. О существовании земледелия свидетельствуют и другие находки в археологических памятниках Алтая - россыпи зерна и его следы в культурном слое поселений, жернова ручных и механических мельниц, зернотерки, детали плугов и жатвенных ножей. Из-за засушливого климата, характерного для большей части региона, земледелие возможно только поливное, чем и объясняется столь широкое распространении памятников ирригации.
Систематизация данных о каналах показала, что существует две группы памятников ирригации. Об этом, кстати говоря, писал еще в самом начале XX века известный исследователь С.П. Швецов, обративший свое внимание на традиционное земледелие алтайцев. Одна группа имеет условно простое устройство и представляет длинный канал, который подводил воду к нескольким небольшим полям. Такие простейшие оросительные системы были проложены первыми земледельцами, время появления которых на Алтае остается дискуссионным вопросом. Вторая группа памятников имеет более сложную систему орошения. К ним можно отнести некоторые комплексы ирригации в долине р. Чуя у с. Чибит, в долине реки Чулышман в районе устья р. Чульча, в западной части Курайской котловины, а также некоторые оросительные системы в Центральном Алтае. Судя по всему, это были крупные центры земледелия, которые могли существовать здесь в эпоху Средневековья. Именно на этот период происходит расцвет земледелия у населения Алтая.
Многие изученные памятники ирригации имеют действительно грандиозные масштабы и впечатляют колоссальным объемом труда, требующимся при возведении оросительных систем, высоком уровне знаний относительно свойств воды и рельефа местности, а также мастерству строителей каналов. Это действительно важные объекты, свидетельствующие о развитой культуре и сложных системах хозяйствования, которые столетиями складывались у населения Алтая в процессе адаптации к довольно суровым условиям горного региона.
Статью можно прочитать по ссылке (доступ платный): https://elibrary.ru/item.asp?id=54075466
Н.А. Константинов