21 мая во внутреннем дворике корпуса Б1 состоялась закладка сквера, посвященного 75-летнему юбилею нашего университета.
Во время торжественного открытия мероприятия заведующий музейным комплексом ГАГУ Валерий Бабин рассказал о истории того места, где закладывается сквер.
Место это историческое. До революции 1917 г. здесь располагалась базарная площадь. Ее границы захватывали территорию, на которой сегодня расположен учебный корпус Б1, часть ул. Социалистической до пересечения с ул. Ленина, территории школы № 12, Управления статистики и центра акробатики. Позднее она расширилась до спортплощадки университета.
Практически в центре базарной площади находилась «винная лавка» купца М.В. Тобокова, бывший магазин «Электротовары». Также на площади М.В. Тобоков построил еще несколько домов: старое здание Управления статистики, до революции оно было одноэтажным, уже несуществующее здание, скорее всего доходного дома, которое в народе получило название «Ковчег» и двухэтажный дом с лавкой, который сегодня является частью учебного корпуса ГАГУ.
Подробнее о последнем здании ниже в материале начальника отдела использования Государственного архива Республики Алтай Татьяны Захаровой.
Михаил Васильевич Тобоков, предпоследний зайсан сеока комдош, считался одним из богатейших людей своего времени. От него пошла целая династия Тобоковых – купцов Улалы, славившихся крупной торговлей и тесными связями с сибирским торговым капиталом.
Сам Михаил Васильевич Тобоков постоянно проживал в д. Карасук, однако к 1897 г. Тобоковы построили в Улале торговую лавку, приносившую им неплохую прибыль – 3 тыс. рублей чистого годового дохода. Уже через год в 1898 г. в Улалу перебрался сын купца Даниил Михайлович, а чуть позднее – Александр и Павел. К 1904 г. Даниил Михайлович открыл на Базарной площади в Улале собственное торговое заведение.
Со временем территория вокруг торговой площади стала застраиваться добротными особняками, принадлежащими зажиточным сельчанам, иметь дом или лавку в этом районе села считалось престижным. В 1910 г. двухэтажный жилой дом на Базарной площади в Улале выстроил себе и М.В. Тобоков. На верхнем этаже дома было расположено шесть комнат, на нижнем – четыре, каменная кладовая и лавка.
Вероятно, предчувствуя свою скорую кончину и желая обеспечить семью жильем и доходом, еще при жизни в 1914 г. Михаил Васильевич Тобоков передал своей жене Анастасии Владимировне право собственности на это имущество. Также в ее собственность были переданы амбар, каменный погреб, завозня с пригонами, конюшня, три лошади, три коровы, телега, кошева и седло, швейная машина и значительная по тем временам сумма – 300 рублей, из которых 260 рублей были положены в банк.
Таким образом Анастасия Владимировна Тобокова стала единоличным владельцем одного из самых больших каменных торгово-жилых комплексов Улалы с небольшим штатом прислуги. Построенный в кирпичном стиле, выбеленный известью дом, а вместе с ним и торговая лавка как нельзя лучше вписывались в ансамбль каменной купеческой застройки Улалы того периода времени.
2 декабря 1916 г. Анастасия Владимировна выдала расписку родственникам умершего Михаила Васильевича Тобокова в том, что получила оставленное ей мужем наследство и никаких претензий к ним по поводу остального имущества не имеет.
Не известно, занималась ли вдова купца М.В. Тобокова торговой деятельностью, о ней известно лишь то, что в 1920 г. она повторно вышла замуж за жителя Улалы Платона Михайловича Кучинского.
В 1922 г. дом и торговая лавка А.В. Тобоковой были объявлены подлежащими национализации и даже отданы под квартиры. 23 июля 1923 г. Анастасия Владимировна Кучинская написала в облисполком заявление, в котором просила дать ей справку относительно ее собственного дома со штатом прислуги. «Если он национализирован или же еще в каком положении, - писала Кучинская, - то прошу сообщить и указать основание и выдать копии протокола». В ответном письме от 21 августа 1923 г. облисполком сообщал, что «… дом Ваш, находящийся в с. Улала …не национализирован и не муниципализирован и является Вашей собственностью».
Семья Кучинских, видимо, все же смогла вернуться в собственный дом, но все же ненадолго. Уже через два месяца 26 октября 1923 г. Анастасии Владимировне пришлось выдать коммунальному отделу облисполкома расписку в том, что она вместе с мужем обязуется освободить дом в месячный срок. А в случае нарушения указанных договоренностей – «уплатить золотом за занимаемое помещение».
Скорее всего, добровольно семья Кучинских из дома так и не выехала. 3 декабря 1924 г. в облисполком А.В. Кучинской было написано заявление, в котором она сообщала о ее насильственном переселении из собственного дома в баню с предоставлением в пользование амбара. В заявлении она просила у облисполкома разрешения поселиться в одной из комнат второго этажа собственного дома, а также вернуть амбар, которым не может пользоваться, так как он занят заведующим инвалидным объединением. К заявлению были приложены копии документов, удостоверяющих ее право на владение домом, заверенные в Бийской нотариальной конторе.
К сожалению, дальнейшая переписка А.В. Кучинской с облисполкомом не сохранилась. Исходя их косвенных документов, можно с полной уверенностью утверждать, что имущество так и не было возвращено законным владельцам. И только в 1927 г. в личное пользование бывшей купеческой вдовы советской властью были возвращены амбар, погреб и баня.
В разные годы в доме и лавке располагались типография, областной архив МВД и бюро технического учета. 1 июня 1950 г. на заседании бюро Горно-Алтайского обкома ВКП(б) было принято решение о передаче здания Горно-Алтайскому учительскому институту под общежитие для студентов. Учреждения, располагавшиеся в здании, не спешили освободить занимаемые помещения. Только в 1952 г. институт смог использовать его под учебные цели. На баланс учебного заведения здание бывшего купеческого дома с торговой лавкой было передано только в 1960 г. Долгие годы в нем располагалась библиотека университета.
В 2023 г. и.о. ректора ГАГУ Наталья Гусельникова, Валерий Бабин, Игорь Яимов, сотрудники Государственного архива Республики Алтай Татьяна Захарова и Юлия Писарева провели обследование подвала дома купца М.В. Тобокова.
Выяснилось, что именно в подвале можно увидеть почти первоначальный облик здания. Он, как и второй этаж, разделен капитальными стенами на шесть помещений, которые использовались в хозяйственных целях.
В одной из комнат подвала мы сделали очень необычное и интересное открытие. Автор этих строк почти 40 лет проработал в вузе и не знал о существовании этой комнаты. Это, по сути, готовый музей Горно-Алтайского рок-н-ролла. По всей видимости, в 70-х – начале 80-х годов прошлого века здесь собирались для репетиций и обсуждения творческих планов институтские и городские рокеры.
Все стены комнаты исписаны соответствующими граффити. Мы видим, что музыканты любили The Beatles и Rolling Stones, Scorpions, Metallica и AC/DC. Рисовали портреты Джона Леннона, Ринго Стара и Джорджа Харрисона.
На одной из стен мы видим имена группы, которая здесь репетировала: ударные – Миша, гитара – Темир, бас – Лешик, имя вокалиста, к сожалению, закрашено.
Сохранилась очень интересная надпись на одной из стен: «Товарищи! Вы находитесь в историческом месте. В этой комнате в 19?? г. проводил занятия с 11тью муз. группами, занявшими все призовые места на конкурсе того года, живая легенда Г-Алт. Рока, лучший бас Борис Васильевич ПЛАКАС».
Рокеры тех лет, если вы прочитаете эту статью, отзовитесь. Давайте вместе вспомним, когда это было, кто есть кто, какие группы здесь репетировали, кто оставил потомкам рисунки и надписи на стенах. Без вас создать музей Горно-Алтайского рока будет трудно, а он того заслуживает.
Вот такая интересная, порой неожиданная, история дома купца М.В. Тобокова. И мы думаем, что он откроет нам еще немало интересного.
Т.В. Захарова
начальник отдела использования
Государственного архива Республики Алтай
В.Г. Бабин
Заведующий музейным комплексом ГАГУ